Programmatic, или programmatic ads buying – термин, означающий алгоритмическую закупку интернет-рекламы. Суть явления состоит в том, что покупка показов и кликов осуществляется не напрямую у владельцев сайтов, а через автоматические рекламные площадки. Таким образом, в обобщенное понимание programmatic вписываются классические контекстные кампании в Яндекс.Директ и Google Реклама, но чаще под этим термином имеют в виду более продвинутые инструменты. Например, медийные объявления с таргетингом не по ключевым словам, а по аудиториям, как в сервисе Яндекс.Дисплей.
Как работает programmatic: общий принцип
Технология алгоритмической закупки рекламы предполагает наличие нескольких участников. О них – ниже.
-
Data Suppliers – поставщики данных о целевых аудиториях.
-
Ad Network – рекламная сеть, управляющая показами рекламных материалов, подсчитывающая статистику целевых действий и оптимизирующая кампании.
-
Ad Exchange – рекламная биржа, проводящая аукцион: принимает ставки, объявляет победителя, передает информацию размещающей стороне
-
SSP (Supply Side platform) – платформы, распределяющие рекламные материалы между подключенными к ним сайтами.
-
DSP (Demand Side Platform) – площадка для автоматической закупки. Покупает данные у поставщиков и применяет их в рекламных кампаниях. Главная цель – купить показы по оптимальной цене и сделать так, чтобы рекламу увидела только целевая аудитория. Позволяет размещать баннеры, видеоролики, объявления в мобильных приложениях.
Когда пользователь попадает на сайт, информация о нем от Data Suppliers поступает к SSP. Платформа отправляет аукционные запросы всем подключенным к ней площадкам автоматической закупки (DSP). Пока загружается страница, проходит аукцион с помощью Ad Exchange. Торги проходят в автоматическом режиме за секунды. Определение победителя аукциона в реальном времени (RTB) – один из признаков programmatic. Выигравшая DSP через рекламную сеть (Ad Network) отправляет свой видеоролик или баннер на SSP, а та в свою очередь – на сайт, где объявление будет опубликовано.