В Российской Федерации, к сожалению, нет единого законодательного акта или норматива, который бы четко описывал требования к сайтам препаратов, а именно о них мы и будем говорить, но все же соберем воедино список требований, и укажем, что обязательно должно быть на сайте лекарственного средства, а что недопустимо.
Каким сайтам лекарств требуется законодательно соблюдать особые требования?
Лекарство и лекарственный препарат - для обывателя, казалось бы, что это одно и тоже. Однако, лекарством может быть что угодно: от дуновения матери на рану ребенка и доброго слова, до ацетилсалециловой кислоты, или, проще говоря, аспирина. Лекарственные препараты проходят обязательные клинические исследования и получают разрешение к применению. Вот именно о них мы и будем вести разговор.
Какие законодательные акты содержат требования к сайтам лекарственных средств?
Как мы уже говорили выше - единого нормативного акта со списком всех четких требований нет, но у нас все же есть на что опереться, это:
- Федеральный закон "Об обращении лекарственных средств"
Ссылка на закон - Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 04.08.2023) "О защите прав потребителей"
Ссылка на закон - Федеральный закон «О рекламе». Статья 24. Реклама лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, методов народной медицины
Ссылка на закон
Согласно законодательству и практике контролирующих органов, отдельный сайт для препарата будет признан именно рекламой, а не носить информационный и ознакомительный характер, а это значит, что опираемся на информацию из Федерального закона «О рекламе».
Общие требования ко всем сайтам
Обязательным пунктом практически для всех сайта, собирающим дополнительную информацию о пользователях, является размещение политики конфиденциальности и формы согласия с ней. Если у вас на сайте есть форма, добавлены скрипты отслеживания, различные метрики, то обязательно составьте политику обработки персональных данных и предоставьте пользователю возможность ознакомиться с ней и подтвердить свое согласие.
Требования к сайтам препаратов
Под общими требованиями мы понимаем требования ко всем видам лекарственных препаратов: рецептурным, безрецептурным, БАДам и содержащим наркотические вещества. Обратимся к федеральному закону о рекламе.
Чего не должно быть на сайте препарата:
- обращения к несовершеннолетним;
- содержания ссылок на конкретные случаи излечения от заболеваний, улучшения состояния здоровья человека в результате применения объекта рекламирования; содержать выражение благодарности физическими лицами в связи с использованием объекта рекламирования;
- утверждения или предположения о наличии у потребителей рекламы тех или иных заболеваний либо расстройств здоровья;
- утверждения о том, что безопасность и (или) эффективность объекта рекламирования гарантированы его естественным происхождением
Сайт препарата не должен:
- создавать представление о преимуществах объекта рекламирования путем ссылки на факт проведения исследований, обязательных для государственной регистрации объекта рекламирования;
- способствовать созданию у здорового человека впечатления о необходимости применения объекта рекламирования;
- создавать впечатление ненужности обращения к врачу;
- гарантировать положительное действие объекта рекламирования, его безопасность, эффективность и отсутствие побочных действий;
- представлять объект рекламирования в качестве биологически активной добавки и пищевой добавки или иного не являющегося лекарственным средством товара.
На сайте препарата должны быть:
- инструкция по применению препарата,
- уведомление о наличии противопоказаний и необходимости ознакомления с инструкцией перед применением или получения консультации специалистов (на всех страницах сайта),
- номер и копию/ссылку на регистрационное удостоверение,
- ссылка на форму заявления в фармкомнадзор о нежелательных эффектах препарата,
- информацию о производителе,
- Информация о лекарственных формах и дозировках.
Дополнительные требования к сайтам рецептурных препаратов
Согласно нашему законодательству, информация о рецептурных препаратах должна быть доступна не для каждого пользователя, а лишь для медицинских, фармацевтических работников и специалистов в области ветеринарии. Чтобы соблюдать данную букву закона, необходимо разместить запрос на подтверждение пользователем того, что он относится к вышеперечисленным группам. Информация о препарате должна быть недоступна без такого подтверждения, то есть желательно «заблюрить» ее до подтверждения пользователем своего статуса.
Особые требования к сайтам препаратов с содержанием наркотических веществ
Как и на сайте рецептурного препарата - необходимо ограничить доступ к инфомрации только для медицинских, фармацевтических работников и специалистов в области ветеринарии, однако, размещение в интернете информации о наркотическом веществе может повлечь дополнительные риски и блокировки со стороны Росздравнадзора, так что крайне рекомендуется проверять всю информацию размещаемую на сайте с юристами.
Сайт для препарата без рисков
Требования из закона о рекламе для сайтом препаратов - здравый смысл. Будьте честны со своими потребителями: ничего не скрывайте и не приукрашивайте, дайте им ознакомиться с инструкцией, предупредите их о рисках, необходимости консультации со специалистом, предоставьте информацию о регистрационном удостоверении для подтверждения легальности препарата.Не забывайте об ограничениях в доступе к информации для рецептурных и препаратов с содержанием наркотических веществ.
Дайте возможность вашим клиентам ознакомиться с вашим препаратом в интернете, ведь именно там все мы ищем интересующую нас информацию.